Чудовища из сурковского вивария

Среди современных русских националистов существует уверенность, что целый ряд нелегальных неонацистских организаций, созданных в середине 2000-х гг. были организованы не без благословения В. Суркова. Так, основанная в 2004 г. неонацистская группировка «Русский образ», несомненно, поощрялась со стороны властей. Сами руководители этой банды признавались: «Мы не сотрудничаем с Кремлём напрямую, но, думаю, они дают нам «зеленый свет», что позволяет нам занимать политическое поле». С ними был согласен и известный российский национал-радикал Дмитрий Дёмушкин из «Славянского союза», с обидой признававшийся, что «нам приходится проводить марши в какой-то глуши, а «Русскому образу» дают лучшее место прямо перед Кремлем» [218] . Было известно также, что В. Сурков покровительствовал банде байкеров «Ночные волки», репортажи о которых регулярно появлялись на федеральных каналах, подогревая интерес обывателей к эстетике насилия и национализму, характерному для «волков» [219] .

Особенно интересно, что глава «Русского образа» Илья Горячев, ныне отбывающий пожизненное наказание за убийства, а когда-то работавший в издании «НГ-Религия» под руководством фашиствующего крипто- мусульманина М. Шевченко, в те годы был дружен с близким к В. Суркову Максимом Мищенко, бывшим комиссаром движения «Наши» и депутатом Госдумы, впоследствии также осужденным за мошенничество. Совместно они организовывали «образовательные поездки для молодёжи» в Сербию и Косово, в ходе которых посещали православные монастыри, знакомились с сербскими националистами и изучали опыт гражданской войны в бывшей Югославии [220] .

М. Мищенко (слева) и лидер «Русского образа» И. Горячев (справа) во время поездки по Балканам


Позднее И. Горячев стал помощником депутата Думы от партии «Единая Россия», атамана Всевеликого войска Донского, известного националиста Виктора Водолацкого [221] . Отметим также, что в 2009 г. «Русский образ» получил право провести «Русский марш» на Болотной площади, всего в 800 метрах от Кремля. А во время знаменитых волнений на Манежной площади, устроенной националистами в 2010 г., члены «Русского образа» неизменно пользовались снисходительным отношением со стороны государства и правоохранительных органов.

Эти заигрывания власти с национал-радикалами не прошли даром — почувствовав поддержку с самого верха неонацисты посчитали, что им все позволено, ведь они «под крышей у Администрации». При «Русском образе» была создана т.н. «Боевая организация русских националистов» (БОРН). Эта банда была ответственна за целый ряд громких политических убийств: судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова, журналистки Анастасии Бабуровой, лидеров т.н. антифа Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева и др.

Идеолог «Русского образа» И. Горячев и его кремлевский куратор Л. Симунин


В ходе процесса над лидерами БОРН одна из обвиняемых, Наталья Хасис, призналась, что в роли их куратора выступал Леонид Симунин — функционер созданных в сурковский период прокремлёвских националистических движений «Местные» и «Россия Молодая», занятых провокациями против радикальных оппозиционеров. Как показала на суде Евгения Хасис, Л. Симунин присматривал за радикалами от лица администрации президента и выделял им «крошки» из денег, отведённых на финансирование молодёжной политики: «Мне неизвестно доподлинно, знал ли обо всем этом Сурков. Но мне известно, что Леонид Симунин, являвшийся представителем Суркова, говорил фразы вроде «я посоветовался с руководством», «руководство не рекомендовало» [222] . За свои чудовищные преступления участники БОРНа получили серьезные сроки, вплоть до пожизненного заключения, однако, расследовать связи боевиков с их высокопоставленными кураторами следствие, очевидно, так и не решилось.

Л. Симунин и И. Горячев на митинге движения «Россия молодая», рядом с ними пресс-секретарь «Русского образа» Евгений Валяев


Нельзя не отметить, что именно в период, когда В. Сурков курировал внутреннюю политику, страну захлестнула целая волна националистических преступлений. Так, например, расистская организация «НСО Север» [223] только в период с осени 2007 по лето 2008 совершила 27 убийств. Когда участников группировки арестовали, самому старшему было 27, младшему — 17. Пятерых неонацистов приговорили к пожизненному заключению. Другая неонацистская организация «Белые волки» [224] , действовавшая в то же время, ответственна за организованное в Москве в день рождения А. Гитлера убийство узбека-тракториста, запись которого через несколько дней была выложена нацистами в сеть под заголовком «Что крепче: череп хача или полено».

Беспорядки, устроенные националистами у стен Кремля. Зримое воплощение сурковской политики


В конце концов попустительство и даже поощрение властями худших проявлений национализма привело к уже почти неуправляемым событиям – этническим столкновениям в Сагре, Кондопоге и на Манежной площади. Можно, конечно, долго говорить о том, что куратор внутренней политики в те годы В. Сурков не знал о том, к чему приведёт его политика, но это фактически нереально. Как отмечал уже хорошо известный читателям эмиссар «чёрного интернационала» в России А. Дугин, именно в годы всевластия В. Суркова получивший возможность зарегистрировать «Евразийский союз молодёжи» и возглавивший кафедру в МГУ, в своей не лишенной подобострастия статье, посвященной отставке В. Суркова: «Рост влияния Суркова пришёлся на путинский период и неуклонно возрастал вплоть до 2011 года… Именно он и только он во всем российском политическом истэблишменте понимал как вся эта модель функционирует, как она управляется, и какой индекс приписан каждому мало-мальски известному политическому, идеологическому, общественному или культурному деятелю. Это была функция не просто кукловода, но демиурга. Сурков создал российскую политическую систему 2000-х годов, и он ей практически единолично суверенно правил…» [225] .

Именно с подачи В. Суркова все 2000-е гг. шло постепенное, подспудное заражение российской интеллектуальной и политической среды националистическими и ультраправыми идеями.