Захар Прилепин. Прыткий нацбол
Российский писатель и активист признанной экстремистской Национал-большевистской партии (НБП) Захар (Евгений — это имя показалось ему слишком интеллигентским) Прилепин отчего-то часто считается в прессе «левым». Это абсурдно хотя бы потому, что НБП, основанная такими деятелями как А. Дугин и Э. Лимонов по определению может быть только партией фашистского типа. О её идеологии мы подробно писали в первом томе исследования, в части о политическом становлении А. Дугина как оккультного фашиста. Напомним читателю лишь о том, что сама идеология национал-большевизма был предложена белоэмигрантом-колчаковцем Николаем Устряловым в 1920-е гг. Её суть заключалась в том, что Советская Россия должна переродиться в националистическое государство, построенное по корпоративистским принципам, стать эдаким евразийским подобием фашистской Италии. [247]
Путь З. Прилепина в литературу и политику начался около 20 лет назад. Любопытно происхождение нашего героя. Сам он признавался, что родился в городе Скопин Рязанской области, а детство провёл в расположенной недалеко от этого городка деревне Ильинке. Происхождение, кажется, самое простое и даже слишком утрированное для писателя-националиста начала XXI в. Если бы не одно «но»… В райцентре Скопино, насчитывающем всего 30 тыс. жителей, в 1970-е – начале 1980-х гг. жил и учился юный Владислав Сурков, всесильный впоследствии куратор внутренней политики в Администрации Президента, пик влияния которого пришелся на 1999-2011 гг. Как раз в это время и произошел стремительный взлет его земляка З. Прилепина. Скажем больше, брат В. Суркова был женат на старшей сестре З. Прилепина Елене [248] . Будущий писатель-националист и будущий куратор внутренней политики были свояками.
Интересные совпадения на этом не оканчиваются. Позднее Прилепины перебрались в город Дзержинск, который знаменит тем, что там родились писатель Э. Лимонов, в будущем «крёстный отец» З. Прилепина в политике и литературе, а также олигарх О. Дерипаска, долгое время бывший членом «семьи» Бориса Ельцина [249] .
Сам З. Прилепин рассказывал в одном из интервью, что его семья происходит из сословия однодворцев, состоявшего из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья вдоль южных рубежей России [250] . Хотя оно и было официально упразднено ещё в середине XIX в., по словам писателя даже при советской власти потомки однодворцев предпочитали заключать только внутрисословные браки. Известно, что большинство однодворцев исторически были старообрядцами [251] , а о связях со старообрядцами А. Проханова и А. Дугина мы уже упоминали ранее.
Как признавался сам З. Прилепин в детстве его лучшим другом был некий Геннадий по прозвищу «Ганс», с которым они «слушали музыку, пили пиво и мечтали о скорой славе». Ещё подростком он познакомился со скандальным романом своего земляка Э. Лимонова «Это я, Эдичка», который открыл для будущего нацбола «новое измерение». Со своим кумиром З. Прилепин, тогда уже служивший в ОМОНе, познакомился в 1996 г., когда тот навещал родной Дзержинск, с этого времени и началось их политическое сотрудничество. До 1999 г. З. Прилепин служил в частях ОМОНа на Кавказе и принимал участие в боевых действия в Чечне и Дагестане, а после окончания службы ушел в журналистику, став вскоре редактором нижегородского боевого листка НБП, к которой он примкнул ещё в 1996 г. [252]
Как признавал сам З. Прилепин, «в нацболах парадоксальным образом сочеталось «правое» и «левое», «анархистское» и «консервативное». Глобализм и либеральное двуличие мы ненавидели как чуму» [253] . Об эклектическом сочетании всех форм радикализма, объединённых ненавистью к идеалам демократии и свободы, писали ещё теоретики «консервативной революции» 1920-1930-х гг. в Европе.
Известность в литературных кругах З. Прилепину принесли романы «Патология» (2005) и «Санькя» (2006). Первый был посвящен описанию ужасов Чеченской войны, второй — политическому становлению молодого активиста радикального движения «Союз созидающих» (СС), в котором легко угадывалась родная З. Прилепину НБП. Удостоенные восторженных отзывов писателей-радикалов А. Проханова и Э. Лимонова, книги быстро сделали З. Прилепина восходящей звездой литературных подмостков, но он грезил и о политической карьере. Экстремистская НБП была запрещена весной 2007 г. и молодому национал-большевику пришлось искать другие варианты.
В 2007 г. З. Прилепин совместно с малоизвестным тогда оппозиционером Алексеем Навальным, изгнанным вскоре из партии «Яблоко» за национализм, и петербургским политиком Сергеем Гуляевым стал соучредителем национал-демократического движения «Народ». Заметим, что термин «демократический» в названии основывался на их самоназначении выразителями воли народа и более ничего. Новосозданное националистическое движение поддержали также лидер питерского отделения запрещенной НБП Андрей Дмитриев и главный редактор газеты национал-большевиков «Лимонка» Алексей Волынец.
Основатели «Народа» признавали, что национализм является одним из «ключевых, определяющих пунктов» идеологии движения, а его активисты и руководители принимали участие в т.н. «Русских маршах» [254] . Спустя год было объявлено о создании «Русского национального движения», куда помимо «Народа» должны были войти такие радикальные объединения, как Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Владимира Белова (Поткина) и «Великая Россия» Андрея Савельева [255] . В последующие годы З. Прилепин вместе с другими радикальными оппозиционерами принимал активное участие в антиправительственных акциях, а в 2010 г. даже подписал петицию оппозиционеров «Путин должен уйти», прокомментировав это следующим образом: ««Путин — это система, и менять надо всю систему. Необходимо открытое политическое пространство. Прежде всего страну надо вывести из состояния политической заморозки» [256] .
Эта активность сделала З. Прилепина «своим» в кругу либеральной общественности: он стал частым гостем эфиров оппозиционных СМИ, получал многочисленные премии и награды, пользуясь всеобщим признанием в качестве «молодого русского писателя-оппозиционера». Прилепин занял пост главного редактора оппозиционного интернет-издания «Свободная пресса», учреждённого совместно с соратником Сергеем Шаргуновым.
Эта деятельность, впрочем, не мешала молодому литератору крепко пить все эти годы. Он сам признавался, что его нормой в это время было «пятьсот или уже семьсот грамм, реже когда триста».
Впрочем, спустя всего несколько лет в З. Прилепине, видимо, всё же взыграла его национал-большевистская сущность и он опубликовал, написанное в ёрнической стилистике прохановской газеты «Завтра» т.н. «Письмо товарищу Сталину» — едкий памфлет, в котором фактически поставил знак равенства между олигархами и евреями. В одном из пассажей этого антисемитского пасквиля, написанном от лица тех самых «евреев-олигархов», обращавшихся к духу И. Сталина, говорилось следующее: «Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени» [257] . Как отмечали иностранные наблюдатели в связи с разгоревшимся скандалом: «войдя с написанием антилиберального «Саньки» в литературный истеблишмент, Захар Прилепин недавно оглушительно порвал с ним, опубликовав скандальное «Письмо товарищу Сталину» [258] . Сам З. Прилепин, впрочем, отмечал, что после этой истории у него появились и новые друзья. По его словам, известный журналист, автор персонального раздела в программе «Время» на государственном Первом канале Михаил Леонтьев поздравил его с выходом материала, а режиссер-монархист Н. Михалков звонил ему время от времени и говорил: «Ты великий, Захар, да и я великий, нас обоих не любят» [259] .
Изоляции писателя-антисемита, однако, не получилось — поддержали старые товарищи по экстремистскому лагерю, и в 2012 г. З. Прилепин вошёл в число членов Изборского клуба, русской версии нацистского общества «Аненербе», о котором мы писали выше. Так закончился «роман» З. Прилепина с «либеральной» оппозицией и начался новый период его биографии, прямо проистекающий из национал-большевистской юности. Закономерно, что начав с НБП, сооснователем которой был оккультный фашист А. Дугин, З. Прилепин пришёл всё к тому же дугинскому Изборскому клубу.
Когда начался конфликт на Украине, З. Прилепин занял двойственную позицию и не подписал известное письмо деятелей российской культуры в поддержку воссоединения Крыма с Россией [260] . Однако он вскоре заявил о принципиальном изменении своего отношения к политике российского правительства и президенту страны, отметив, что чрезвычайно доволен происходящими в России переменами, о которых он «мечтал с середины 1990-х годов», т.е. с момента присоединения к национал-большевистскому движению [261] .
С 2014 г. З. Прилепин стал принимать эпизодическое участие в конфликте на Донбассе на стороне ДНР и ЛНР, он получил должность советника Александра Захарченко и стал заместителем командира одного из батальонов по работе с личным составом [262] . Периодические командировки на Донбасс внесли дополнительную корректировку в стремительной карьере З. Прилепина: псевдолевый, по собственным словам, «мракобес» З. Прилепин естественным образом примкнул к неомонархистам.
В январе 2016 г. он получил авторскую программу на ультраправославном и глубоко антисоциалистическом телеканале «Царьград», принадлежащем миллиардеру К. Малофееву, о связях которого с националистическим подпольем и европейскими фашистами мы много писали. Главным редактором телеканала в то время работал давний знакомец З. Прилепина А. Дугин, эмиссар «чёрного интернационала в России». В своей программе «Чай с Захаром» писатель продвигал отнюдь не «левую» политическую повестку. Одним из его первых гостей стал сам К. Малофеев, хозяин телеканала.
Примечательно, что даже когда К. Малофеев стал транслировать конспирологические мифы о том, что в 1917 г. большевиков к власти привели немецкая и британская разведки, как бы «левый» писатель З. Прилепин не возразил ему. Не вызвали вопрос у него и утверждения православного олигарха о необходимости установления в России монархии [263] .
Под стать были и другие герои передачи «Чай с Захаром». Писатель прохановской школы, ученик А. Дугина и Э. Лимонова приглашал в свой эфир толпы клерикалов, националистов, фашистов и ксенофобов. Чуть больше, чем за год в его программе на «Царьграде» приняли участие Владимир Жириновский, Никита Михалков, Егор Холмогоров, Владимир Мединский, Петр Толстой, Иван Охлобыстин, Владимир Бондаренко, Дмитрий Володихин, Владимир Легойда и т.д. В это же время З. Прилепин был отмечен Премией Правительства в области культуры, победителей которой фактически определяет Минкультуры России, возглавляемое консервативным клерикалом В. Мединским.
После перехода в эфир федерального НТВ осенью 2017 г. З. Прилепин стал вести передачу с характерным названием «Уроки русского» — очевидная отсылка к повести «Уроки французского» Валентина Распутина, известного советского писателя, примыкавшего к т.н. «русской партии» в КПСС, о которой мы писали в первой книге исследования. Гостями передачи вновь стали персонажи вроде И. Охлобыстина и иже с ним, с которыми З. Прилепин в истеричном формате, свойственном для этого телеканала, обсуждал вопросы российской истории и современности. «Мне, конечно, не хотелось бы, чтобы русский национализм умирал … я думаю, нужна перезагрузка…, воспитание нового класса русских правых националистов!» [264] — разоткровенничался З. Прилепин и признался в глубоком почтении к таким известным русским ультранационалистам, как Егор Холмогоров, Константин Крылов и Егор Просвирнин.
З. Прилепин молод и амбициозен, его активно продвигают в информационном пространстве, создавая образ не только «писателя- патриота», но и «борца за социальную справедливость», «левого интеллектуала», способного с боем защищать высокие идеалы и т.п. Реальное же изучение его биографии показывает, что перед нами национал-большевик самой подлой масти: криптофашист, прикрывающий свою ксенофобию и авторитаризм псевдосоциальной демагогией, готовый сотрудничать со всеми в спектре от А. Навального до В. Мединского. Под стать и «духовные отцы Захара»: оккультный фашист А. Дугин, имперец-молоканин А. Проханов, известный провокатор Э. Лимонов…
Зачем же его продвигают? В российском обществе всё больше зреет запрос на социальную справедливость и построение по-настоящему демократического социального государства. Чтобы запутать людям голову и перехватить социальную повестку, олигархи, подобные К. Малофееву, предлагают обществу фальшивую «левую», по сути своей абсолютно фашистскую идеологию — национал-большевизм, современным лицом которого делают З. Прилепина, попытавшегося в 2017 г. даже стать кандидатом в Президенты России от КПРФ. «Демиурги» от власти делают всё, чтобы извратить и скомпрометировать левые социальные ценности, поскольку ставят целью уничтожить остатки социального государства в России — ведь нет предела максимизации прибыли.