Ещё один яркий представитель «сурковского вивария» — актёр, режиссёр, шоумен и поп-расстрига Иван Охлобыстин. Штаб русского «Аненербе» поставил ему задачу охватывать молодёжь. Получивший известность в 1990-е гг. в качестве актёра андеграундных фильмов, завоевавших, впрочем, статус «культовых» среди части зрителей, И. Охлобыстин в начале 2000х гг., что называется, ударился в религию и даже был рукоположен в священники. Отчего-то это произошло в Ташкенте, ближе, видимо, православного епископа, готового рукоположить такого человека не нашлось. Отметим, что тогдашний Ташкентский митрополит Владимир (Иким) считается одним из наиболее влиятельных представителей клана митрополита Никодима (Ротова), известного своими тесными контактами с Ватиканом и экуменическим движением. Митрополит Владимир служил в прошлом заместителем руководителя Отдела внешних церковных сношений РПЦ, а позднее неоднократно принимал участие в ультраконсервативном Родосском форуме, ежегодно организуемым Владимиром Якуниным [284] .
Впрочем, долго пробыть простым священником И. Охлобыстин не сумел. Спустя всего несколько лет он вновь начал сниматься в фильмах, отдавая предпочтения ролям безумцев, юродивых и политических авантюристов, как это было в фильмах «Заговор» и «Царь». Примечательно, что в первом фильме авторы на фоне романтической истории любви настойчиво доносили до зрителей и конспирологический месседж: убийство Г. Распутина было организовано в первую очередь британским разведчиком Освальдом Рейнером для предотвращения подписания сепаратного мира между Россией и Германией.
Вскоре актёрская деятельность «отца Иоанна» с явным уклоном в «бесовские» роли пришла в окончательное противоречие со службой священника, и в конце 2009 г. И. Охлобыстин обратился к патриарху Кириллу с просьбой отстранить его от священнослужения, которая была удовлетворена в феврале 2010 г [285]. Освобождение от обязанностей священника было нужна не столько для актерской, сколько для общественно-политической деятельности.
И. Охлобыстин всегда подчёркивал свои монархические убеждения, утверждая, что только самодержавие может гарантировать развитие страны: «Я уверен, что на нашу азиатчину больше ничего не действует. Если нет личностного фактора, всё прекращает работать» [286] . Менее чем через год после решения патриархии об отстранении И. Охлобыстина от служения он заявил о своем намерении выдвинуть кандидатуру на пост Президента России в 2012 г., а вскоре и презентовал удивлённому обществу свою предвыборную «Доктрину 77» — очевидная отсылка к неонацистскому лозунгу «88», являющемуся закодированным приветствием «Heil Hitler!», поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой [287] .
Презентация Доктрины проходила в форме политического перфоманса на московском стадионе «Лужники», в ходе которого впавший в неистовство И. Охлобыстин прыгал на вершине гигантской белой пирамиды, бил в гонг и истерически выкрикивал свои патетично-реакционные лозунги. Сам автор утверждал, что «Доктрина 77» популяризирует русскую консервативную философию, которую он также называл «аристократическим национал- патриотизмом» [288] . Издевательский «перфоманс» был повторен в десятках российских городов, также на стадионах.
Излишне говорить, что в этот период, когда за организацию политического транзита в стране и реализацию передачи президентских полномочий Д. Медведеву отвечал В. Сурков, подобное массовое и очевидно дорогостоящее мероприятие могло пройти только при явной поддержке Администрации. С одной стороны, решалась задача «оживления» предсказуемой президентской кампании, с другой — проходило зондирование общества на готовность принять и поддержать ультраконсервативную, неомонархическую повестку и популяризация ультраправой идеологии. В тот момент, однако, от регистрации кандидата И. Охлобыстина было решено отказаться. Сам он попытался реализовать еще одну бредовую задумку — создать партию «Коалиция небо», которая без административной поддержки также закончилась ничем [289] . Зафиксируем, однако, что начало общественно- политической карьеры И. Охлобыстина связано с В. Сурковым.
Тем не менее, лицедей-священник-националист не оставлял попыток пробраться в руководство какой-либо партии. Случай представился, когда вокруг партии «Правое дело» разгорелся конфликт между миллиардером М. Прохоровым и В. Сурковым [290] . К лету 2012 г. контроль над партией окончательно установила лояльная В. Суркову группа, а И. Охлобыстин был представлен общественности ни много ни мало как председатель Высшего совета. Однако спустя несколько месяцев, формально из-за постановления Священного Синода РПЦ, запрещающего священникам состоять в политических партиях, И. Охлобыстин всё же был вынужден покинуть «Правое дело», оставшись её «духовным наставником» [291] . После этого И. Охлобыстин несколько отошел от публичной политической деятельности, но регулярно продолжает выступать с громкими общественно значимыми заявлениями, неизменно продвигая националистическую, а то и откровенно фашистскую повестку.
Например, на страницах сайта официозного канала RT он критиковал интернационализм, утверждая, что «интернационализм навязывает равенство всех народов мира, а русский национализм доверяет всем, но верит только людям русского мира». Попутно Охлобыстин указывал, что главные враги «русского мира» это внутренние предатели: «Они создают путаницу и очень отвлекают от задачи, поставленной перед русским миром самим Богом, — не дать остальному миру погубить себя» [292] . Обратим внимание, такие заявления делаются на главном государственном ресурсе, целью которого является доведение российской точки зрения до мирового сообщества и обретение сторонников в мире. Каких сторонников приведут к России подобные «деятели», гадать не приходится: крайне правые всех стран все больше и больше смотрят только RT.
Другой любимой темой И. Охлабыстина стали сексуальные меньшинства. Его высказывания о них, впрочем, не ограничивались «защитой традиционных ценностей»: И. Охлобыстин прямо говорил, что с удовольствием бы «живьём в печку запихал» представителей секс-меньшинств [293] . Показателен даже потенциальный способ убийства, предложенный «отцом Иоанном»: не расстрел или виселица (что, конечно, было бы не менее ужасно), а именно печка — явная отсылка к нацистским лагерям уничтожения, память о которых, кажется, так греет сердце этого «аристократического национал-патриота». Чудовищные сами по себе эти высказывания, вброшенные в публичное информационное пространство, в том числе международное, не только расширяют границы допустимого в российском обществе, но и способствуют демонизации России на Западе, общественность которой считает защиту меньшинств от насилия показателем цивилизованности страны.
Любопытно также, что, подражая американским «правым», И. Охлобыстин выступает ярым сторонником легализации в России нарезного короткоствольного огнестрельного оружия и даже является членом Всероссийской общественной организации «Право на оружие» [294] . Вероятно, по сурковско-националистической линии связан И. Охлобыстин и с «правыми» на Юго-Востоке Украины. В конце 2016 г. он написал заявление на имя главы ДНР с просьбой о предоставлении гражданства ДНР и вскоре получил свой новый паспорт непосредственно от Александра Захарченко [295] .
Какова же роль И. Охлобыстина и ему подобных людей в «балагане Суркова»? Его основная функция — вбрасывать в общество провокационные и экстремистские идеи под видом эпатажа, проверяя, насколько уже «поправело» и деградировало наше общество, насколько готово оно принять ультраправую повестку как легитимную часть политического спектра современной России. Пробивая горизонты возможного, И. Охлобыстин и компания расширяют также поле для ультраправых идей: при таких экстримах, которые выдвигает «юрод», «обычные» ультраправые инициативы уже не кажутся такими шокирующими. Тот факт, что это делает актёр, позволяет при необходимости отыграть назад — творческий человек, дескать, что с него взять? Но в случае, если будет принято решение о создании «национал-консервативной, православной партии», И. Охлобыстин, хорошо держащийся в кадре и популярный в молодёжной среде благодаря известному сериалу «Интерны», несомненно, может стать её важным медийным лицом.