«Царебожие» — это еретическое учение о «царе-искупителе» Николае II, возникшее в православии в 1920-х гг. прошлого века. Читатель, уже хорошо информированный об иностранном происхождении идей многих российских ультраправых и неомонархистов, вряд ли сильно удивится тому, что концепция «царебожия» возникла не в России, а за рубежом, в среде «белой» эмиграции. Основные идеи этого учения впервые были изложены в книге «Жертва», вышедшей в 1925 г. в Сербии за авторством некоего «Энеля» [97] .
Как выяснилось позднее, под этим псевдонимом скрывался белоэмигрант полковник Михаил Скрятин, перебравшийся после революции за границу. Будучи египтологом, а также мистиком и оккультистом, он в 1931 г. выехал из Европы в находящийся под британским контролем Египет, где вскоре получил пост директора Русского отдела египетского Министерства внутренних дел и одновременно стал старостой русской церкви в Каире [98] . Примечательно, что о сочинениях М. Скрятина высоко отзывался Рене Генон — французский традиционалист, один из кумиров неофашиста А. Дугина и его подельников по всему миру.
Учитывая, что Египет находился в это время под британским контролем, а английская разведка активно работала в среде русской эмиграции, можно с высокой долей вероятности предположить, что британские секретные службы контактировали с М. Скрятиным и, очевидно, способствовали его стремительным карьерным успехам в Египте, а, возможно, и направляли «духовные искания» этого белоэмигранта.
В своей книге М. Скрятин утверждал, что в убийстве Николая II наряду с политическими были и оккультные мотивы. В частности, именно в «Жертве» впервые было вброшено антинаучное утверждение о том, что расстрел 1918 г. был «ритуальным убийством», на месте которого якобы оставлена зашифрованная надпись: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства». Оккультист М. Скрятин утверждал, что ответственность за расстрел лежит на организации черных магов, целью которых было «порабощение озверевшего человечества». Вскоре после издания «Жертвы» среде эмигрантов-монархистов стали популярны идеи канонизации последнего императора на основании сформулированного М. Скрятиным учения о «царе-искупителе», чья смерть сравнивалась с распятием Иисуса Христа [99] .
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Скрятин-основатель-царебожия-74.png)
Это еретическое учение строится на тезисе о том, что убийство царя и его семьи — сакральная жертва за «триста лет грехов русского народа». «Царебожники» считают, что Николай II искупил эти «грехи», пожертвовав собой и своей семьей и приняв смерть от «евреев-большевиков». Животный антисемитизм является одной из характерных черт «царебожия»: сектанты искренне верят, что последний император погиб в ходе ритуального убийства в результате заговора хасидов и влиятельных еврейских кругов, ставивших себе целью погубить русский «народ-богоносец».
Хотя «царебожие» и было достаточно широко распространено в русской эмиграции и среди клириков Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), в СССР о нем почти ничего не знали. Однако с распадом Советского Союза «царебожники» появились и в России. Так, в 1990-е гг. способствовал распространению этой «ереси» одиозный санкт-петербургский митрополит-антисемит Иоанн (Снычев), призывавший к тому же к канонизации Ивана Грозного.
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Царебожники-каются-перед-памятником-75.png)
В 1990-2000-е гг. «царебожие» из маргинального учения постепенно превратилось в одно из центральных идеологических течений внутри РПЦ. И сегодня практически невозможно найти крупный православный приход или монастырь, где бы в той или иной степени не были представлены «царебожники» и их последователи. Это вызывает опасения даже многих традиционных православных, которые не считают, что Николай II должен стать центральной фигурой в русском православии. Например, известный российский религиозный деятель Андрей Кураев прямо заявлял о том, что «такая идеология вызывает, безусловно, вопросы — потому что в христианстве искупитель только один — это Иисус Христос. И, разумеется, налицо здесь ересь, с которой нужно бороться». Категорически против «царебожия» выступал и священник Даниил Сысоев, чьё убийство, совершенное неизвестными в 2009 г., до сих пор не раскрыто.
В настоящее время идеологию «царебожия» активно продвигают группы православных радикалов «Сорок сороков», «Царский крест», «Православные фашисты», «Христианское государство — Святая Русь», «Союз православных хоругвеносцев», «Чёрная сотня», центр «За Веру и Отечество» и др. Некоторые члены Священного синода РПЦ, многие представители власти и крупного бизнеса также симпатизируют идеям «царебожия». Особенно сильны позиции этих православных радикалов в Екатеринбурге: в идеологии «царебожия» этот город занимает такое же место, как Иерусалим в глазах простых христиан, поскольку именно здесь погиб «царь-искупитель».
У истоков распространения «царебожия» на Урале стоял митрополит Викентий (Морарь), возглавлявший в 1999-2011 гг. Екатеринбургскую епархию, ставшую под его руководством главной базой распространения «царебожия» по стране: уже в 2000 г. в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом открылся монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а в 2003 г. в Екатеринбурге завершилось возведение Храма-памятника во имя всех святых, в земле Российской просиявших, и т.д.
Другим духовным лидером «царебожников» является отец Сергий (Романов). Старцу всего 62 года, из которых около 15 лет он провел в местах лишения свободы: в советское время будущий «царебожник» был осужден по статьям «Убийство» и «Грабеж» [100] , а после выхода из тюрьмы стал келейником архиепископа Викентия (Мораря), который, открыв в нем организаторский талант, постриг уголовника в монашество и рукоположил его в священнический сан. Именно отсидевшим 15 лет за особо тяжкие преступления убийцей был создан знаменитый среди «царебожников» монастырь на Ганиной Яме, где, как они верят, захоронены останки царской семьи.
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Старец-Сергий-77.png)
Сейчас же «штаб» Сергия (Романова) переместился в женский Среднеуральский монастырь, где обитает около 300 монахинь и послушниц, а также десятки детей, бездомных, больных и т.д. В этой обители Сергий (Романов) практикует экзорцизм (изгнание бесов), а также собирает вокруг себя самых фанатичных последователей. Взгляды старца эклектичны и замешаны на чудовищной смеси христианского фундаментализма, монархизма, апокалиптики и национализма: он считает законной только царскую власть, уподобляет единство русского, украинского и белорусского народов Святой Троице, выступает против прививок, ИНН и чипов в паспортах. Примечательно также, что в подчинении отца Сергия находятся «тайные скиты» по всей Свердловской области, в которых обособленно от мира живут общины «царебожников».
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Поклонская-духовная-дочь-уголовника-старца-Сергия-78.png)
Старец является духовником часто посещающей его Натальи Поклонской, экс-прокурора Крыма, а ныне депутата Государственной Думы, которая выполняет роль главного спикера и медийного лица «царебожников», используя для продвижения монархических идей свой официальный парламентский статус.
Хотя сама Н. Поклонская в публичной сфере ограничивается фанатичным почитанием фигуры последнего царя, другие последователи старца Сергия (Романова) более откровенно рассказывают о своих экстремистских взглядах. Так, например, в изданном монастыре брошюре «По приказу тайных сил. Что скрывали надписи в Ипатьевском доме» [101] утверждается, что император и его семья были убиты накануне важного иудейского праздника, а на месте расстрела представители хасидов оставили каббалистические символы.
В центре активности екатеринбургских «царебожников» также лежит «борьба с большевиками и наследием «преступного совка», которая выражается в навязчивых требованиях переименований и сноса советских монументов. Например, епископ Евгений (Кульберг) требовал снести один из символов города, памятник «Комсомолу Урала», а митрополит Кирилл (Наконечный) настаивает на переименовании Свердловской области [102]
Выходцем из Екатеринбурга является также бизнесмен и политик Антон Баков, лидер Монархической партии Российской Федерации, призывающий к установлению в России конституционной монархии «мирным, конституционным путем, с соблюдением общепринятых демократических процедур, в строгом соответствии с действующим законодательством» [103] и учредивший виртуальное государство «Императорский Престол» во главе с «наследником дома Романовых» Николаем III (принц Карл Эмих Николаус Фридрих Герман цу Лейнинген, правнук великого князя Кирилла Владимировича). Хотя деятельность А. Бакова отчасти и носит фарсовый характер, он, тем не менее, создает постоянные информационные поводы, направленные на муссирование «монархической повестки» в российском публичном пространстве. Отметим также, что заместителем председателя правительства «виртуального государства» значится одиозный политолог Станислав Белковский [104] .
Наряду с Екатеринбургом центрами российского «царебожия» являются возглавляемый ультрамонархистом, антисемитом и сталинистом старцем Петром (Кучером) Боголюбовский женский монастырь под Владимиром и Дивеевский монастырь под Арзамасом, где живёт певица Жанна Бичевская, воспевающая в своем творчестве самодержавие и призывающая к расправе над противниками «царебожия» и «чёрной саранчой»:
Новые Европы, новые хазары, новые мамаи – Родине грозят….
И не будет зоны, лагерей и тюрем, – все враги России будут казнены!
Мы врага настигнем по его же следу и порвём на клочья, Господа хваля.
Отметим, что под эвфемизмом «хазары» Ж. Бичевская имеет в виду евреев [105] : «царебожники» в принципе помешаны на теме «жидомасонского заговора», а многие из них даже не считают нужным скрывать свои фашистские взгляды. Так, в 2012 г. в Москве 18 июля прошло шествие (т.н. «Царский марш», приуроченный к годовщине расстрела царской семьи) экстремистской организации «Православные фашисты», активисты которой утверждали, что действуют с благословения Троице-Сергиевой лавры [106] . Несколько сотен бойцов организации прошли с портретами последнего императора, вскидывая руки в фашистском приветствии и выкрикивая «России — русский порядок!». Организаторы открыто говорили о необходимости немедленной реставрации монархии и установления православия в качестве государственной религии России.
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Царский-марш-2012-81.png)
Троице-Сергиева лавра связана и с организацией «Сорок сороков», использующей в официальных материалах аббревиатуру «СС» в качестве самоназвания, получившей широкую известность после череды скандалов, связанных с выходом фильма «Матильда». Движение, созданное для «защиты православных храмов и Троице-Сергиевой лавры», объединяет несколько сотен «православных активистов», имеющих опыт боевых действий и единоборств. «СС» впервые громко заявило о себе в 2015-2016 гг. в ходе конфликта при строительстве духовного учреждения на месте московского парка Торфянка, когда противники сноса парка обвиняли движение в нападениях на активистов, силовом давлении и угрозах. Лидер организации неонацист Андрей Кормухин неоднократно утверждал, что Россия может существовать только в качестве православного религиозного государства [107] . В одном из своих интервью он даже признался: «Мы боремся за то, чтобы Православие стало фундаментом национальной идеи. Только в этом случае мы сохранимся как народ, у которого есть будущее. Наше движение называет себя «воинами Христовыми» [108] .
![](http://blackintl.net/wp-content/uploads/2020/10/Тихон-Шевкунов-Патриарх-Кирилл-82.png)
Неомонархическая идеология пустила глубокие корни в России — сегодня в стране существует целая сеть организаций, пропагандирующих идею реставрации монархии. Эта сетевая структура опирается на финансовые возможности т.н. «православных бизнесменов» и включает в себя общественные и религиозные объединения, информационные ресурсы и целую плеяду общественных и политических деятелей, часто тесно связанных с РПЦ. Есть у новоявленных монархистов и свое силовое крыло — «казачьи дружины», полувоенизированные организации «религиозных активистов» и тайные боевые структуры со своими лагерями подготовки и секретными базами. Очевидно, что в самое ближайшее время неомонархисты поставят вопрос о создании собственной политической партии, возможно, на основе таких общероссийских движений, как «Двуглавый орел», чья деятельность день ото дня становится все более заметной.
Разумеется, лозунги при этом выдвигаются самые благообразные: «восстановление исторической традиции», «возвращение к корням», «установление традиционной политической системы» и тому подобные примеры демагогии в ультраконсервативном, черносотенном духе. Но кому же в действительности служат неомонархисты и какие цели они преследуют? Для ответа на этот вопрос необходимо ясно и четко понимать следующее.
Во-первых, современный российский неомонархизм исторически относится к монархическо-православным группам, кружкам и салонам, существовавшим в Советском Союзе. А разобранные нами биографии виднейших представителей монархического движения советского периода (Михалковы-Кончаловские, И. Глазунов) явно показывают, что эти люди не только яростно ненавидели советский строй, но и прямо сотрудничали с силами, боровшимися с СССР в годы Великой Отечественной и холодной войн. Разумеется, они теснейшим образом были связаны и с эмигрантскими организациями, такими как НТС, о чьей преступной деятельности на службе Рейха, а позднее и ЦРУ, мы подробно писали в первой книге нашего исследования. Нет поэтому ничего удивительного, что советские монархисты приветствовали распад СССР и видели в нем долгожданный реванш за Гражданскую войну и разгром нацистской Германии, на стороне которой сражались тысячи бывших белогвардейцев. Нынешние неомонархисты, рядящиеся в одежды «ультрапатриотов», в действительности являются духовными наследниками гитлеровских союзников и агентов американских спецслужб — предателей, десятилетиями работавших на наших врагов, сознательно и целенаправленно разрушавших СССР.
Во-вторых, неомонархическая идеология, и в особенности такое ее направление, как «царебожие» в принципе является чуждой для России и иностранной по своему происхождению концепцией. Виднейшие теоретики «монархического реванша», такие как И. Солоневич, или создатель версии о «ритуальном убийстве» последнего царя М. Скрятин, «творили» вдали от России в теснейшем контакте с западными фашистами и ультраправыми, мистиками, оккультистами и кураторами из западных разведок, присматривавшими за русской эмиграцией. Разумеется, рожденные в таких обстоятельствах доктрины, поднятые на знамена современными российскими неомонархистами, не имеют никакого отношения к реальной российской истории и политической традиции — они созданы на Западе и уже поэтому могут служить только и исключительно его интересам.
В-третьих, существующий немонархический проект, если отбросить православно-традиционалистскую риторику, рассчитанную на одурманивание простых граждан, является проектом «олигархического реванша» в России. Реальный неомонархический сценарий будет означать не просто реставрацию той или иной формы самодержавия, но и создание в России неосословного общества с герметичной социальной структурой и закрытой политической системой, где нет места социальной справедливости, политическому плюрализму и общественному прогрессу. В этом «дивном новом мире» 0,1 % населения — новоявленной аристократии — будет контролировать все значимые экономические, финансовые и природные ресурсы, а прочие жители — представители «подлых сословий» — станут простой обслугой, чернью, не гражданами, а подданными. Никакой другой монархии в представлениях постсоветских идеологов неомонархизма быть не может: только жесточайшая эксплуатация населения и окончательный демонтаж социального государства, ставка на религиозный фанатизм, мракобесие и прочий «традиционализм» в самых диких его проявлениях. В связи с этим показательно, что первым спонсором монархических движений в Российской Федерации стал одиозный олигарх Владимир Гусинский, а ближе всего к реализации своих чёрных замыслов неомонархисты были накануне выборов 1996 г., когда российские олигархи всерьёз опасались «красного реванша» и пересмотра итогов приватизации.
Поняв, что «оранжевый сценарий» в России провалился, они взяли на вооружение псевдопатриотическую идеологию неомонархизма, при помощи которой рассчитывают вернуться к власти, на этот раз навсегда. Значительная часть правящего ныне класса, обеспокоенная лишь сохранением своего сверхбогатства, несомненно, будет заинтересована в неомонархизме, как инструменте сохранения своих капиталов и власти. Но зачем этот нужно нам — большинству граждан России?