Александр Проханов. Патриарх радикалов

Не случайно председателем Изборского клуба был избран писатель А. Проханов, по праву считающийся отцом псевдопатриотического и неоимперского движения в современной России. К его 75-летию телеканал «Россия-1» даже показал многосерийный фильм под пафосным (как и всё, с чем связан А. Проханов) названием «Солдат империи». Сам юбиляр, впрочем, с откровенным удовольствием гордится «красно-коричневым» [112] клише, предложенным его оппонентами. Ещё в 1960-е гг. сделавший себе имя на репортажах о советско-китайском конфликте, А. Проханов десятилетиями эксплуатирует образ «истинно русского патриота», «государственника», «защитника Советской Армии» и т.п. В действительности же в биографии «писателя-патриота» нет оснований для подобных оценок. Напротив, этот раздувшийся от непомерной гордыни и чванства человек являет собой пример постоянного лицемерия, политической беспринципности и ежедневной дискредитации самого понятия «патриотизм».

«Уроборос»
O.Rapp



Мало кто знает, что А. Проханов происходит из семьи сектантов-молокан — закрытой сектантской группы, представители которой считались в дореволюционной России опасными раскольниками и высылались из губерний Центральной России на Юг и в Закавказье. Его дед Александр Степанович Проханов со своим родным братом Иваном были одними из лидеров молоканской общины дореволюционной России [113] . И. Проханов, по неизвестным причинам увлекшийся в конце XIX в. баптизмом, стал затем основателем Русского евангельского союза — фактически филиала расположенного в Нью-Йорке Всемирного евангелического альянса, а также Всероссийского союза евангельских христиан — подразделения лондонского Всемирного баптистского альянса. Образование И. Проханов получал в баптистских центрах в Лондоне и Бристоле. После революции и Гражданской войны он был арестован, но вскоре отпущен — в середине 1920-х гг. И. Проханов, вероятно, использовался советскими спецслужбами для закрытых контактов с западными религиозными организациями и неоднократно выезжал заграницу, пока в 1928 г. не стал «невозвращенцем». В последующие годы Проханов-старший много путешествовал по миру и умер в нацистском Берлине в 1936 г., оставаясь духовным лидером советских баптистов [114] .

Родители писателя А. Проханова также были фанатичными баптистами [115] . В связи с этим не лишним будет напомнить, что в Советском Союзе молокан и баптистов, особенно интегрированных в международные организации, имеющие штаб-квартиры в США и Великобритании, небезосновательно считали агентами влияния Запада. Таким образом, представители семьи Прохановых на протяжении нескольких поколений входили в руководство сектантских организаций, тесно связанных с заграницей и рассматриваемых как царскими, так и советскими властями в качестве враждебных полуподпольных групп, находящихся под иностранным контролем.

Сегодня потомок высокопоставленных сектантов-молокан А. Проханов называет себя православным, хотя и признается, что «ассоциирует себя с Свято-Боголюбским монастырем во Владимире», уточняя, что «это РПЦ, но это православные фундаменталисты» [116] . Действительно, именно в этом монастыре обитает «старец» Петр (Кучер) — духовный лидер праворадикальной группы в РПЦ, призывающий к установлению в России монархии, считающий Николая II «царём-искупителем» и одновременно истово почитающий И. Сталина. Кроме того, «боголюбские» борются с ИНН и паспортами нового образца. Свято-Боголюбский монастырь является одним из центров движения «царебожников», о незаконной и заговорщицкой деятельности которых мы уже говорили. Напомним также, что в 2009-2010 гг. разразился громкий скандал, связанный с побегом подростков-воспитанников из монастыря, которые обвинили своих «наставников» в жестоком обращении, систематических избиениях и утверждали, что в монастыре детям внушали неизбежность восстановления монархии в России и то, что один из воспитанников станет новым царём [117] .

Сам А. Проханов так живописует своё преклонение перед гением «старца Петра» (Кучера) и нравами Свято-Боголюбского монастыря: «В центре монастырской жизни находится духовный пастырь, старец, окормляющий триста сестер… В его келье среди икон и священных книг, на одной стене портретный ряд венценосных Романовых от Михаила до Николая Второго. Напротив — другой ряд: Сталин, Жуков и Маринеско… Он считает, что Сталин — великий спаситель Русского государства. Что им двигало тайное православное чувство, позволившее в предвоенные годы в жестоких схватках затворить Врата Адовы… Он считает, что мистическая Победа пролила свет небесный на Сталина, превратив невенчанного красного монарха в помазанника. Что последний государь передал свою лампаду Иосифу Сталину, тем соединив разорванные столетия, растерзанные русские эпохи, положив конец распре «красных» и «белых». Он, монастырский духовник, в своей тесной келье владеет тайнами метаистории, духовидец, которому на русскую жизнь открылись духовные очи» [118] . Излишне говорить, что эти безумные идеи противоречат как коммунистическому взгляду на российскую историю, так и ортодоксально-православному, и являются попыткой сектантского и глубоко антиисторического синтеза: религиозные фанатики, которых поддерживает и рекламирует А. Проханов, желают позаимствовать из дореволюционного и сталинского периодов только самые мрачные, архаичные, авторитарные политические и социальные практики.

Постоянными инструментами пропагандистской работы таких псевдопатриотов являются эпатаж, глумление и фарс. Например, излюбленная забава «боголюбских» и их соратника А. Проханова — изготовление, изображение и публичное поклонение «неканоническим иконам» с изображением И. Сталина или Ивана Грозного. Анализируя эти провокационные выходки, стоит помнить, что молокане и баптисты отрицают почитание икон. Отсюда, возможно, происходит и постоянное ёрничанье А. Проханова и его сподвижников по «русскому Аненербе» на эту тему.

А. Проханов молится перед неканонической «иконой Сталина»


Отметим также, что взлёт карьеры А. Проханова был связан с Московским авиационным институтом — тем самым, в который затем поступил и фашистский идеолог А. Дугин. Именно контакты, полученные в привилегированном оборонном вузе, позволили А. Проханову в конце 1960-х гг. стать корреспондентом «Литературной газеты» и посетить «горячие точки» холодной войны. Серия очерков, связанных с советско-китайским конфликтом вокруг острова Даманский в 1969 г. принесла А. Проханову определенную известность в «патриотических кругах» и в дальнейшем он стал много печататься в таких изданиях как «Молодая гвардия» и «Наш современник», тесно связанных с «русской партией». Но настоящая известность пришла к А. Проханову в 1990-е гг.

В 1991 г. его газета «День», созданная при поддержке маршала Дмитрия Язова [119] , яростно выступила на стороне кандидата на пост президента РСФСР и непримиримого антисемита генерала Альберта Макашова [120] , прославившегося затем своим знаменитым публичным призывом на «протестном митинге»: «Пора гнать жидов из России!». В 1993 г. А. Проханов также безоговорочно поддержал самые радикально-националистические группы в среде сторонников Верховного Совета, которые дискредитировали в глазах постсоветского общества и Запада силы, оппонировавшие курсу Б. Ельцина. Вследствие этого газета «День» была закрыта, но вскоре восстановлена под названием «Завтра».

На протяжении всей истории своего существования газета «Завтра» последовательно предоставляла трибуну антисемитам, неофашистам, оккультистам и сторонникам различных теорий заговора. В разные годы в газете печатались такие одиозные авторы, как Александр Дугин, Владимир Квачков, Валерий Коровин, Эдуард Лимонов, Юрий Мухин и др. Отметим также, что именно А. Проханов в начале 1990-х гг. помог молодому А. Дугину установить контакты с разочарованными политикой Б. Ельцина военными, а затем и прочесть цикл лекций в Академии Генштаба, через которые среди российских военных распространялись идеи европейских ультраправых. А. Проханов нашёл деньги и на издание первой книги А. Дугина «Основы геополитики» [121] , получившей большую известность в кругах националистов и конспирологов. Этому сближению способствовало и то, что А. Проханов ещё с советских времен был дружен с духовным отцом всех «шизоидов» Юрием Мамлеевым: именно фашист и мистик Ю. Мамлеев познакомил А. Проханова и А. Дугина [122] . В риторике и взглядах А. Проханова отчётливо чувствуется влияние фашистских идей и оккультной эстетики «мистического подполья», членом которого он и был.

Политика газеты состояла в привлечении радикалов всех мастей. Кроме упомянутых авторов, в «Завтра» с удовольствием публиковали и представителей радикально-прозападного, «оранжистского» лагеря, таких как Станислав Белковский, написавшего десятки статей с резкой критикой В. Путина («Уход Путина или мирный переворот как альтернатива кровавой революции» [123] , «Послепутинская Конституция» [124] , «Бизнес Путина» [125] , «Мавзолей Владимира Путина» [126] ). Да, несмотря на свою нынешнюю репутацию твердокаменного сторонника президента А. Проханов в действительности неоднократно менял свое отношение к главе российского государства буквально на 180 градусов. В 2000 г. он говорил, что В. Путин «подобен большому водянистому огурцу, выращенному методом гидропоники», называл его «мальком» и утверждал, что президент «взращён из пузырька угарного газа» [127] . Спустя всего несколько лет писатель уже позиционировал себя твёрдым сторонником президента. Хотя позиционирование и сейчас зависит от аудитории: в узком доверенном кругу от поддержки президента не остается ничего.

Ю. Мамлеев, С. Бабурин, А. Проханов и Э. Лимонов


Вероятно, за этой политической эквилибристикой мог скрываться и материальный интерес. Известно, например, что «истинно русский патриот» и разоблачитель «евреев-олигархов» в 2002 г. несколько раз посещал в Лондоне сбежавшего туда Б. Березовского и даже опубликовал в своей газете пространное интервью с бывшим «серым кардиналом ельцинского Кремля» [128] . Утверждалось, что А. Проханов не брезговал брать деньги у Б. Березовского на проведение антипутинской информационной кампании и дестабилизацию ситуации в стране. Называлась даже сумма — 300 тыс. долларов, которые были переданы Б. Березовским на развитие газеты «Завтра», но в действительности оказались потрачены главным редактором на строительство собственной роскошной дачи в Подмосковье [129] . В пользу такой версии говорит и то, что именно в это время был опубликован роман А. Проханова «Господин Гексоген», где фактически утверждалось, будто серия взрывов жилых домов в России в 1999 г. была организована властями в ходе операции по транзиту власти от действующего президента к его преемнику [130] . Не брезговал «патриот» А. Проханов и еженедельными выступлениями на ультралиберальной радиостанции «Эхо Москвы», для которой он даже брал интервью у радикального прозападного оппозиционера Алексея Навального [131] .

Нельзя поэтому не поразиться, что столь беспринципного человека многие официальные российские медиа ныне пытаются представить в качестве морального авторитета, сторонника власти и «великого русского писателя». За высокопарным и тяжеловесным стилем А. Проханова, за всей его пышной, витиеватой риторикой и спекулятивной теорией «Пятой империи», которая-де должна наследовать историю Киево-Новгородской Руси, Московского царства, Российской империи и сталинского СССР, в действительности скрывается вульгарный оккультист и сектант, возглавляющий организацию, откровенно претендующую на то, чтобы стать «русским Аненербе» — интеллектуальным штабом конспирологов и неофашистов, мечтающих о захвате власти.

Этот «патриот» не брезговал брать деньги у Б. Березовского, этот «православный» без стеснения глумится над иконами, этот «коммунист» призывает к восстановлению монархии в России [132] . Антисемитизм, ксенофобия, религиозный фундаментализм и призывы к массовым репрессиям и расправам — всё это щедро (и открыто!) рассыпано в многочисленных статьях, книгах и интервью А. Проханова. Его биография и происхождение говорят сами за себя: при внимательном рассмотрении «писатель-патриот» более всего напоминает идеолога потенциальных ультраконсервативных путчистов или крупного провокатора, чья деятельность направлена на дискредитацию российского государства и всех по-настоящему патриотических, разумных и прогрессивных сил нашего общества.