Кроме таких крупных деятелей ультраправого и традиционалистского лагеря, как А. Проханов, А. Дугин и Т. Шевкунов, входят в Изборский клуб и менее влиятельные, но от того не менее отталкивающие фигуры — эдакие мелкие бесы неофашизма и конспирологии, работающие с различными сегментами российской аудитории.
Поговорим коротко и о наиболее известных из них. Журналист Максим Шевченко в последние годы активно пытается работать на «левом фланге»: в 2017 г. вошел в число руководителей Левого фронта, был доверенным лицом кандидата от КПРФ Павла Грудинина на президентских выборах 2018 г., пытался баллотироваться от компартии на выборах губернатора Владимирской области. Однако начинал свою общественную деятельность совсем на других политических подмостках. Ещё в конце перестройки он начал работать специальным корреспондентом газеты «Вестник христианской демократии», издававшейся Христианско-демократическим союзом России — организацией, тесно связанной с НТС [183] , а значит и с наследниками коллаборационистов-власовцев и их кураторами из ЦРУ.
В 1990-е гг. М. Шевченко преподавал по «православной линии» и работал главным редактором «НГ-Религия». Отметим, что именно в период руководства М. Шевченко на работу в «НГ-Религия» был принят неонацист Илья Горячев [184] , приговорённый впоследствии к пожизненному заключению за убийства, совершённые «Боевой организацией русских националистов» (БОРН), о которой мы ещё расскажем. Стоит отметить также, что в те годы М. Шевченко не брезговал сотрудничать с Фондом Карнеги и американским Советом по международным научным исследованиям и обменам (IREX) [185] . Уже в 2000-е гг. он стал известной медиаперсоной, обрёл собственное политическое шоу на «Первом канале» и регулярно выступал в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Дополним эту информацию занятным фактом: М. Шевченко учился в одной немецкой спецшколе с будущим известным политологом-«оранжистом» и политическим провокатором Станиславом Белковским [186] .
Хотя М. Шевченко всеми силами пытается предстать перед публикой в образе политика коммунистических взглядов, есть все основания утверждать, что в действительности он религиозный экстремист и тайный исламист, лишь дискредитирующий левое движение в России своей псевдосоциалистической демагогией. Его увлечение радикальным исламом справедливо связывают с влиянием Г. Джемаля. Мы подробно писали в первом томе об этом основателе политического ислама в России и видном участнике оккультно-фашистского «южинского кружка», которому руководитель общества В. Головин даже присвоил звание «группенфюрера». Утверждается, что именно Г. Джемаль способствовал тайному обращению М. Шевченко в ислам в начале 2000-х гг. В качестве доказательств такого обращения приводится такой факт: на похоронах учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова М. Шевченко вместе с другими мусульманами произносит «Аллаху акбар!» и вместе с верующими мусульманами читает молитву.
После смерти Г. Джемаля в конце 2016 г. М. Шевченко не скупился на похвалы в адрес своего наставника-экстремиста, неоднократно высказавшегося в поддержку исламистских радикалов: «Там, где был Гейдар, как будто образовывалось завихрение времени: образовывались смыслы, образовывались дискуссии, образовывалось пространство диалога и развития. Его могучий интеллект создавал движение в этом мире, который давно уже напоминает стоячее болото» [187] .
В восхвалении Г. Джемаля ему вторил и «патриарх радикалов» председатель Изборского клуба А. Проханов: «Умер гений. Умер вселенский философ, чья мысль отрывалась от земли и неслась ввысь, в лазурь, где он искал ответы на все земные вопросы. Это был мистик, который умел преодолеть бренное и инертное» [188] . Напомним, что эти панегирики «изборских патриотов» относились к человеку, официально обвиненному властями России в экстремистской деятельности и публичному оправданию терроризма [189] , а также последовательно выступавшему против воссоединения Крыма с Россией [190] .
М. Шевченко, кажется, во всем продолжает антироссийскую линию своего учителя. Когда дело касается конфликта России и организаций крымско-татарских радикалов, обслуживающих американские стратегические интересы, «независимый журналист» не задумываясь становится на сторону врагов России. Даже одиозный лидер «Меджлиса» Мустафа Джемилев, с советских времен действующий под контролем американской разведки, в устах М. Шевченко становится чуть ли не новым Махатмой Ганди. Комментируя его выдворение с территории Крыма, М. Шевченко негодовал в адрес российских властей: «Провокации против бывшего лидера «Меджлиса», одного из самых известных в мире крымских татар Мустафы Джемилева не могут не вызвать у каждого вменяемого человека ничего кроме отвращения, смешанного с удивлением. … гнусность по отношению к крымским татарам является какой-то странной нормой т.н. «патриотической» и «государственной» политики. … практически все предложения Меджлиса крымскотатарского народа останутся неурегулированными в процессе подготовки проекта Конституции Республики Крым. И, вместо открытого обсуждения проекта Конституции Республики Крым всем крымским обществом, новая власть начинает политическое, а по сути, криминальное давление на человека, являющегося живым символом борьбы крымскотатарского народа за справедливость — Мустафы Джемилева» [191] .
Важным эпизодом тайного – экстремистского – измерения биографии М. Шевченко стало учреждение в 2011 г. совместно с Г. Джемалем, А. Дугиным и Михаилом Леонтьевым интеллектуального клуба с необычным для русского уха названием «Флориан Гейер». Наименование организации было дано по имени немецкого рыцаря, который 500 лет назад, во время Крестьянской войны (1524–1526) в Германии, возглавил мятежных селян, чтобы бороться за «правду, справедливость и сотрудничество». Отметим, что в 1941 г. это же имя получила и 8-я кавалерийская дивизия СС, «отличившаяся» в годы Великой Отечественной войны сожжением мирных деревень и массовыми преступлениями против гражданского населения. Сам М. Шевченко на первом заседании клуба исполнил на немецком песню «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» («Мы – чёрный отряд Гайера»), в которой в частности есть и такие строки:
Зовемся Чёрным мы отрядом, хейя-хо!
И всех попов мы вздёрнуть рады, хейя-хо!
И Флориан Гейер нас ведёт, Смерть и Позор!
Он знамя с башмаком несёт, меч его остёр!
Припев: Копьём в живот – взад-вперед,
Подожжём поповский мы приход!
Копьём в живот – взад-вперед,
Затолкаем остриё в поповский рот!
Гуляет по Вайнсбергу мор, хейя-хо!
Из трупов сделали костёр, хейя-хо!
Попалась нам барона дочь, хейя-хо!
Повеселимся в эту ночь, хейя-хо!
Выступая на открытии клуба М. Шевченко, говоря о необычном выборе названия, подчеркнул, что «это имя было также использовано германскими национал-социалистами, которые были связаны с национал-большевизмом. А песня про Флориана Гейера, с которой молодое поколение знакомо по творчеству группы Rammstein, была очень популярна в тех левых и правых кругах, которые заняли антиэлитарную и антилиберальную позицию» [192] . Очевидно, исходя из своей «антилиберальной позиции», М. Шевченко был готов приглашать на заседания клуба и видных современных НТСовцев, таких как Игорь Чубайс и Марк Фейгин.
Биография М. Шевченко, кажется, сочетает в себе несочетаемое: связь с вышедшими из недр НТС христианско-демократическими движениями и американскими «благотворительными» организациями, с радикальным исламом, с оккультными неофашистами дугинского круга и с проамериканскими организациями крымских татар. А сейчас этого человека активно продвигают в качестве «нового лица» российской левой оппозиции. Эти сочетания звучат абсурдно, но всё встанет на свои места, если предположить, что идеология М. Шевченко, да и всего Изборского клуба, членом которого он является, проста — объединить экстремизм и радикализм во всех их проявлениях и парализовать здоровое левое движение. И чем безумнее сочетание, тем лучше для «изборцев» и стоящего за ними структурами «чёрного интернационала».
Нагнетание истерии в России, её архаизация и опрокидывание страны в бездны политического радикализма — часть американской стратегии по выдавливанию нашей страны из современности, разрыву её культурных и экономических связей с Европой, уничтожению российского влияния в мире. Если для этого надо совместить «православный сталинизм» с «исламским неофашизмом», то «изборцы» с радостью возьмут под козырёк, а точнее — вскинут руку.
Не менее абсурдных взглядов придерживается и другой «изборец» второго ряда экономист Михаил Хазин, также претендующий на левые позиции. Проработавший в 1990-е гг. несколько лет в команде министра экономики гайдаровского призыва и радикального рыночника Евгения Ясина, М. Хазин ныне знаменит своими бесконечными прогнозами скорого краха США и глобального экономического кризиса. В 2003 г. он даже стал соавтором книги с говорящем названием «Закат империи доллара и конец Pax Americana» [193] , а спустя несколько лет и вовсе предсказал скорый голод в Восточной Европе [194] .
М. Хазин последовательно популяризирует в России самые безумные и антинаучные западные конспирологические теории. Так, в 2007 г., будучи ведущим программы «Пятёрка по экономике» на православном телеканале «Спас», М. Хазин взял часовое интервью у Линдона Ларуша — скандально известного американского сторонника теорий заговора, обвиняемого на родине в мошенничестве, фашизме и антисемитизме [195] . Не отказывает себе М. Хазин и в удовольствии порассуждать о любимой теме всех конспирологов — закулисной борьбе Ротшильдов и Рокфеллеров. Несколько лет назад он даже дошел до утверждений, что конфликты внутри российской элиты также являются всего лишь отражением столкновения Ротшильдов и Рокфеллеров: «Те, кого у нас называют «семейными» или «либералами», дружат с МВФ. А те, кого принято именовать «патриотами» и «силовиками», дружат с Ротшильдами…» [196] . Напомним, под «Ротшильдами» подразумеваются «либералы» и евреи, а «Рокфеллеры» обозначают крутой национал-капитал. С позиции населения весьма безразлично, кто его будит грабить — глобальные корпорации или собственный олигархат.
Подобными откровениями и отчётливо конспирологическими теориями знаменит и другой «изборец» Николай Стариков, написавший больше 15 книг по российской истории, содержание которых можно описать известным выражением публицистики XIX в.: «Англичанка гадит» [197] . Не имеющий высшего гуманитарного образования разоблачитель заговоров, объясняющий всю историю России со времён средневековья «происками англосаксов» откровенно заявлял: «Я экономист. Историком я быть не хочу. Для моей писательской деятельности это ничего не даст. А времени отнимет. Я лучше еще пару книжек напишу. Не для сотни историков, а для десятков тысяч молодых и не очень молодых людей. Пользы будет лучше. А историки пусть защищают диссертации на моих идеях. Мне не жалко, пожалуйста» [198] . Экономистом Н. Стариков, конечно, тоже не является.
Отметим, в среде антисемитов и конспирологов «Англия» приравнивается к «Ротшильдам» и соответственно опять евреям.
Российские историки, тем не менее, подвергли деятельность Н. Старикова критическому анализу, в результате которого пришли к неутешительному выводу: автор многочисленных псевдоисторических опусов — банальный неуч и шарлатан, насаждающий откровенно шовинистические и спекулятивные теории, «своими конспирологическими и просто безграмотными, но якобы доказанными выдумками вносит посильный вклад в разрушение образования и культуры» [199] .
Показная ненависть к «англосаксам», впрочем, не помешала Н. Старикову выступить в поддержку в 2012 г. строительства американского логистического центра («авиабазы») в Ульяновске [200] . Как это часто бывает у подобных «псевдопатриотов» вся их борьба с Западом носит лишь демагогический характер, когда дело касается реальных интересов США, они сразу занимают «правильную» позицию, находя для этого какие угодно объяснения. Деятельность Н. Старикова и его многочисленных единомышленников из движения «Великое Отечество» служит интересам противников России — ведь вместо вдумчивого и обстоятельного разговора об истории нашей страны и её современности, обществу настойчиво предлагается примитивный конспирологический суррогат, в сущности очерняющий сложную и красивую русскую историю.
В чём-то походит на Н. Старикова и другой «изборец» Андрей Фурсов, хотя он, наверное, оскорбился бы таким сравнением. А. Фурсов хотя и является профессиональным историком-востоковедом — специалистом по истории крестьянства Азии, предпочитает высказываться не по проблемам своей специализации, а по всем вопросам мировой истории и политики сразу.
Как и М. Хазин, А. Фурсов высоко ценит сочинения конспиролога Л. Ларуша и нередко ссылается на него в своих многочисленных выступлениях [201] . Более того, в эфире программы одиозного телеведущего и также писателя-конспиролога Диониса Каптаря А. Фурсов с жаром убеждал зрителей в том, что «в первой половине ХХ в. Рокфеллеры выиграли у Ротшильдов две мировые войны» [202] . А. Фурсов подобно А. Дугину не стесняется обвинений в конспирологии и даже выпустил доклад с характерным названием «Конспирология. Криптополитэкономия капитализма как основа изучения элит» [203] . Кроме того, А. Фурсов пропагандирует целый ряд откровенно антинаучных теорий: о ведическом прошлом Древней Руси, о реальности магии и существовании планеты Нибиру и т.д. [204]
Можно и дальше перечислять имена членов Изборского клуба и указывать на их склонность к конспирологии, связи с неофашистами, экстремистами и западными политическими проектами, направленными против России. Но, вероятно, и представленного материала вполне достаточно, чтобы разумный и объективный читатель смог сам сделать вывод о том, что представляет из себя Изборский клуб и чьим интересам служат обитатели этого интеллектуального вивария.
Изборский клуб на сегодняшний день является крупнейшим и наиболее влиятельным объединением российских псевдопатриотов, представляющих разные части единого фронта ультранационалистов. Под вывеской клуба в настоящее время объединились сторонники национал-большевизма в его евразийском изводе и последователи исторических «белых» групп — антисоветские националисты, мечтающие о строительстве в России неосословного общества.
Очевидно, клуб пользуется поддержкой со стороны части представителей официальных властей, которая осуществляет «правый поворот» российского общества и государства. В рамках клуба происходит чрезвычайно опасный процесс политической легализации и частичной кооптации маргинальных публицистов, находившихся некогда на задворках политической сцены, в признанные государством общественные структуры и популярные СМИ.
Но даже критики клуба в большинстве случаев не понимают, насколько опасна его деятельность. Изборский клуб — вовсе не объединение консерваторов, ультрапатриотов и крайних анти-американистов. Нет, как было показано выше, перед нами организация, считающая себя «русским Аненербе» и тесно связанная с «чёрным интернационалом» и американскими секретными службами. Именно их стратегический план по обрушению России в «новое средневековье», религиозный фундаментализм и фашизм реализует руководство Изборского клуба, во главе которого, как было показано выше, стоят не просто радикалы, а потомственные провокаторы, сектанты и убежденные ненавистники нашего Отечества.