К телеведущему Дмитрию Киселёву, известному своими эпатажными заявлениями, манерной речью и странной жестикуляцией, принято относиться несколько иронично. Вместе с тем он возглавляет главное информационное агентство страны «Россия сегодня» и ведёт еженедельную итоговую программу на телеканале «Россия-1». Во многом именно этот человек отвечает за формирование информационной картины мира у рядовых граждан страны, и есть все основания полагать, что Д. Киселёв сознательно и целенаправленно, годами наполняет федеральный эфир различными видами деструктивной информации в совершенно специфическом духе, восходящем к «южинскому кружку» писателя Ю. Мамлеева — подпольного мистика, оккультиста и фашиста.
Биография Д. Киселёва хорошо известна, он проделал путь знакомый многим его коллегам по цеху: от «демократического журналиста-перестроечника», снимавшего хвалебные документальные фильмы об Андрее Сахарове, к «убеждённому государственнику-патриоту», клеймящему Запад [320] . В начале 1990-х гг. Д. Киселёв сотрудничал с немецким телевидением, а в 1994 г. даже получил грант Европейской комиссии по программе, направленной на «поддержку демократических институтов в России», в рамках которого три года отрабатывал деньги на ОРТ в программе «Окно в Европу». Будущий ультрапатриот вёл курсы в Школе журналистского мастерства «Интерньюс» под руководством Мананы Асламазян, которая на западные гранты готовила «независимых журналистов-расследователей» для работы в российских регионах. Деятельность «Интерньюс» в 2007 г. была прекращена российскими силовыми ведомствами, а М. Асламазян, пойманная на контрабанде валюты для финансирования деятельности возглавляемой ею американской НКО, бежала из России.
Впрочем, уже тогда ещё «либерал» Д. Киселёв не отказывал себе в фирменных шуточках в мамлеевском духе. Как вспоминали коллеги, на вопрос одной из своих учениц, как делать объективный репортаж в случае, если на журналиста давит местная администрация, Д. Киселёв со своей фирменной интонацией ответил: «Идите в магазин и купите верёвку. А мыло я вам дам и так».
В 2000 г. Д. Киселёв уехал на Украину, где возглавил информационную службу прозападного телеканала ICTV. Тогда он утверждал, что Украина идёт верным путём навстречу США и ЕС и клялся в любви к украинцам, заявляя, что его дед был с Западной Украины [321] . Журналист обзавелся дачей в Коктебеле и завел обширные знакомства в кругах украинской элиты, но после конфликта с коллективом канала был вынужден вернуться в Россию.
После возвращения из Киева, Д. Киселёв стал заместителем руководителя ВГТРК Олега Добродеева и ведущим программы «Вести». В 2012 г. он заменил Сергея Кургиняна в острополемической программе «Исторический процесс», и стал в ней главным оппонентом Николая Сванидзе, представляющего «либеральную точку зрения». В ходе одной из программ, посвящённых теме сексуальных меньшинств, Д. Киселёв в стиле И. Охлобыстина призвал «сжигать сердца геев» [322] , после чего в мировой прессе началась антироссийская информационная кампания. Это, впрочем, не помешало Д. Киселёву летом 2012 г. принять участие в «Программе международного лидерства» Госдепартамента США и съездить в США за счёт американской стороны.
Спустя несколько месяцев Д. Киселёву доверили программу «Вести недели», а в декабре 2013 г. он стал руководителем главного государственного информагентства «Россия сегодня». Именно еженедельные эфиры сделали известным и узнаваемым его образ: сильно напомаженный, лоснящийся от грима мужчина в дорогом костюме, запонках и галстуке эффектного цвета, обильно жестикулируя выдавливает из себя вычурные и провокационные реплики. Очень скоро некоторые из его высказываний приобрели специфическую популярность, став своеобразными негативными интернет- мемами.
Проблема, однако, заключается не в странном образе Д. Киселёва, а в том, что через свои программы он постоянно транслирует негативную повестку, расширяет границы допустимого в эфире, наполняет информационное пространство заведомо абсурдными и «низкими» темами, провоцирует в обществе бессмысленные конфликты и в конечном итоге приучает зрителя и своих коллег-журналистов к иррациональной, основанной на эпатаже и оскорблениях манере ведения полемики. Разумеется, в обществе, которое примет такой способ коммуникации, не останется места для серьёзного и глубокого разговора о стоящих перед ним важных проблемах. Такому обществу можно будет предложить и навязать, любую — даже самую чудовищную — политическую и социальную повестку.
Отдельной проблемой является любовь Д. Киселёва к смакованию жутких садистических историй. Так, в одной из программ, посвящённых дискуссиям вокруг возможного переименования станции московского метро «Войковская», Д. Киселёв долго и с заметным удовольствием рассказывал зрителям о том, как революционеры якобы «резали императора на куски», а потом «помешивали их в кислоте» [323] . Эти безумные слова, произнесённые в излюбленной Д. Киселёвым вычурной манере, вызвали у общественности такое непонимание, переходящее порой в откровенное возмущение, что всего через неделю он был вынужден оправдываться, что «всего лишь выступил в духе вербального акционизма» и говорил в стиле «метафизического реализма писателя Мамлеева» [324] . Оправдание, признаться, было выбрано весьма специфическое — отсылка к «авторитету» Ю. Мамлеева, духовного лидера «шизоидного» кружка московских фашистов-эзотериков, только усугубляет дело.
Не отказывал себе Д. Киселёв и в сомнительном удовольствии публично зачитывать цитаты современных русских ультранационалистов. Например, в одной из программ, посвящённых выборам московского мэра, ведущий, вроде бы критикуя кандидата Алексея Навального и его сторонников, в своей неподражаемой манере, чётко и с расстановкой прочёл крупный фрагмент текста с гламурно-фашистского портала «Спутник и погром», выступавшего в поддержку оппозиционера: «Сегодня на Болотной мы увидели, как выкармливаемое нашими нечестивыми соками существо, как подпитываемый нашими заклинаниями и запретными рунами зародыш сделал первое движение и проломил клювом яйцо, скрывавшее его от любопытного внешнего мира. Птенец монстра, которого мы выкликали все эти годы, в расчёте на появление которого мы строили наши планы, писали наши тексты, рисовали наши плакаты и читали молитвы задом наперед над предсмертно корчащимися в заброшенных подвалах таджиками, вышел на сцену и издал первый клёкот. Свой клёкот. НИКАКИХ белых лент. НИКАКИХ флагов десятков партий и движений, сбившихся в один митинг как куча перепуганных детей. НИКАКИХ разговоров про общегражданское движение и прочую демократию. Одно слово. Одно имя. НАВАЛЬНЫЙ! — ревёт толпа. НАВАЛЬНЫЙ! — взметаются вверх тысячи табличек с его именем. НАВАЛЬНЫЙ! – реет над толпой огромное полотнище и толпа счастлива стоять под ним». [325]
Вроде бы критика, но именно из уст телеведущего главного государственного телеканала миллионы граждан страны, никогда не слышавших о существовании этого ресурса, узнали, что портал «Спутник и погром» «популярен у хипстеров-националистов». Замечательная получилась реклама.
Впрочем, не только в этой любви к описаниям жестокости и публичной декламации текстов неонацистов, «читавших молитвы задом наперед над предсмертно корчащимися в заброшенных подвалах таджиками», выражается привязанность Д. Киселёва к «мамлеевскому наследию». Одним из других «больных вопросов» мамлеевской группы было всё, что связано с сексопатологией, а также странными обрядами инициации, практиковавшимися в «кружке». Д. Киселёв, защитивший, между прочим, в 2012 г. кандидатскую диссертацию по психологии, также не чужд этой сомнительной проблематике.
Кроме постоянных антигейских заявлений, женатый седьмым браком Д. Киселёв отчего-то постоянно обсуждает, в том числе в своих программах, размер чужих пенисов — ещё будучи руководителем украинского телеканала ICTV он шокировал сотрудниц на корпоративе, потрясая перед ними искусственным чёрным фаллосом [326] . Другой примечательный момент из этого видео — стрижку в то время Д. Киселёв носил в стиле скинхэда.
В другой раз, рассказывая в программе «Вести недели» о выходе в США книги порноактрисы, утверждающей, что у неё были интимные отношения с президентом Д. Трампом, российский телеведущий из всей книги выбрал такой отрывок: «Пенис у Трампа, цитата, «меньше среднего», но, цитата, «не такой уж маленький». Но в данном случае никого не смущает, что у порноактрисы в оценке размеров вообще-то своя шкала и свои представления о «среднем» и, цитата: «не таком уж маленьком». У порноактрисы профессиональная деформация, ведь партнеров ей подбирают на съемках с неестестественно-гротескными размерами. Так что чисто по-мужски поддержим здесь Трампа» [327] . Не очень понятно, зачем зрителям главной итоговой политической программы на государственном телеканале знать эту информацию, подходящую больше для «жёлтых» изданий.
Несколько ранее, рассказывая о страшной аварии с участием пьяного водителя, Д. Киселёв и вовсе вдруг пришел к парадоксальному выводу на любимую тему: ««В наших коллективных представлениях лихачество и пьянство за рулем почему-то не страшный грех. Поучиться бы у соседней Финляндии: девушки там, видя на дороге юркую машинку, наглый джип или нечто неуступчивое и сигарообразное, считают, что это компенсация маленького пениса — не круто».
Сложно сказать, почему эти вопросы так беспокоят Д. Киселёва, но, очевидно, что он не может себя сдерживать.
Куда больше опасений, впрочем, вызывает свойственный всем «мамлеевцам» интерес Д. Киселёва к теме апокалипсиса. В одной из своих программ 2012 г. он, словно между делом, заявил о том, что Россия может за несколько минут превратить США в радиоактивный пепел. После этого ведущий «Вестей недели» рассказал, что на следующий день после очередных телефонных переговоров В. Путина и тогдашнего президента США Б. Обамы в правительственной «Российской газете» вышел материал о системе гарантированного ядерного возмездия «Периметр». Затем Киселёв повторил, что именно после выхода этого материала президент США стал чаще звонить коллеге из России и начал сильнее седеть. Седина, как отметил Д. Киселёв, Б. Обаме к лицу, делает его «благороднее» — в своей фирменной ёрнической манере, с расистским подтекстом, закончил Д. Киселёв разговор о фактическом конце цивилизации на Земле.
Эта скандальная передача вызвала шок не только за рубежом, где была использована противниками России для демонизации нашей страны и её лидера, но и в российском обществе. Группа учёных даже обратилась с открытым письмом, в котором справедливо предупреждала власти и общество: «Рассуждения о том, что «Россия способна превратить США в радиоактивный пепел», насмешки над тем, что Обама «в страхе названивает Путину» из уст ведущего политического обозревателя главного государственного канала страны приобретают не только характер агрессивной пропаганды, но и звучат как выражение официальной точки зрения руководства России» [328] .
Еще один интересный штрих — любовь Д. Киселёва к русскому рэпу, о политическом значении которого мы уже писали выше. Когда в конце 2018 г. в России разгорелись скандалы, связанные с задержанием нескольких популярных рэп-исполнителей, Д. Киселёв в своей программе выступил в их защиту, сравнив с выдающимися отечественными поэтами, такими как Владимир Маяковский и Сергей Есенин [329] . Особый упор Д. Киселёв сделал на якобы патриотизм рэперов.
Неизгладимое впечатление на зрителей произвело и чтение ведущим стихов В. Маяковского в рэп-манере. Этот опыт он повторил позднее, зачитав в новогоднем эфире «России-1» уже собственный рэп, в котором в частности призвал «класть газопровод на санкции» [330] . Нужно признать, это было одно из самых шокирующих и чудовищных зрелищ на госканале за многие годы.
Сложно сказать, насколько осознанно действует Д. Киселёв и насколько в принципе адекватен этот напомаженный мужчина с несуразной жестикуляцией. Но факт остается фактом — сознательно или нет, но он годами транслирует в общество через колоссальные медиаресурсы деструктивные идеи, очевидно связанные с оккультно-фашистской мамлеевской традицией.
Может ли человек с метафизическо-садистскими устремлениями, явными патологиями личности и находящийся под заметным влиянием идей оккультных фашистов, вести одну из главных еженедельных программ и возглавлять основное международное информационное агентство страны — вопрос риторический.